Архив новостей

2 сентября 2016 г.

Новый порядок применения ККТ — новые возможности

У предприятий торговли осталось не так много времени для того, чтобы подготовиться к работе по новым правилам использования контрольно-кассовой техники (далее — ККТ). Так, уже после 1 февраля 2017 года налоговые органы перестанут регистрировать ККТ, не соответствующую новым требованиям. А начиная с июля будущего года все предприятия и ИП, применяющие кассовую технику, будут обязаны обеспечить передачу фискальных данных в электронном виде напрямую в налоговые органы, а также выдавать кассовые чеки или бланки строгой отчетности (далее — БСО) нового образца (ч. 1, ч. 3, ч. 6. ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее — Закон № 290-ФЗ).

В ФНС России в связи с переходом к новому порядку неоднократно отмечали, что действующие правила применения ККТ слишком громоздки, а их соблюдение весьма трудозатратно. В частности, налогоплательщикам приходится тратить много времени и сил на регистрацию и перерегистрацию ККТ, а также на сдачу налоговой отчетности — дело в том, что до поправок законодательство не учитывало возможностей современных IT-систем и облачных технологий, которые могли бы облегчить жизнь налогоплательщикам. Кроме того, налоговики обращают внимание на слабую защищенность фискальных данных, формируемых с помощью устаревших кассовых аппаратов — нередко их показания попросту «скручиваются», и это приводит к налоговым недоимкам.

Применение онлайн-касс, уверяют в ФНС России, поможет снизить ежегодные расходы бизнеса на обслуживание ККТ, а также легализует оборот торговли и услуг. Кроме того, налоговая служба обещает снизить интенсивность проверок бизнеса в связи с переходом к электронной отчетности. При этом Минфин России особо подчеркивает, что эти изменения не направлены на сбор информации о покупателях (письмо Минфина России от 21 марта 2016 г. № 03-01-15/15736).

Схема работы онлайн-ККТ

Согласно новым правилам работы с ККТ, с июля будущего года продавец будет обязан не только выдать покупателю кассовый чек или БСО на бумажном носителе, но и направить электронный фискальный документ по желанию клиента в его адрес (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — закон о ККТ).

Однако интернет-магазины распечатывать фискальные документы на бумажном носителе не должны. Кассовые чеки и БСО будут направляться покупателю только в электронной форме (п. 5 ст. 1.2 закона о ККТ).

Одновременно продавец должен будет обеспечить передачу электронных данных о совершенной покупке в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных (далее — ОФД) (абз. 3 п. 2 ст. 4.5 закона о ККТ).

А в случае перебоев в работе оператора связи или ОФД, подчеркивает Андрей Бударин, ККТ будет накапливать фискальную информацию, и автоматически направит ее в адрес ФНС России, когда связь будет восстановлена.

Кто обязан работать по новой схеме

Для торговых предприятий и ИП, выбравших специальные налоговые режимы, а также осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов, требования закона о ККТ на которых сейчас не распространяются, использование онлайн-касс также станет обязательным. Однако это произойдет позднее — переход к онлайн-кассам для них откладывается до 1 июля 2018 года. Такую же отсрочку получат и налогоплательщики, выполняющие работы и оказывающие услуги населению (ч. 7-8, ч.11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2016 г. № ЕД-3-20/3721@).

Но перечень видов деятельности, для осуществления которых ИП и организации вправе не пользоваться ККТ вовсе, сохранен. Более того, он расширен, и теперь среди таких видов следующие:

  • ремонт и окраска обуви;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений и т. д. (абз. 11, абз. 13-14, абз. 17 п. 2 ст. 2 закона о ККТ).

В то же время пользователи смогут применять ККТ в оффлайн-режиме, если они работают в отдаленных местностях, где отсутствует возможность подключиться к Интернету. При этом каких-либо послаблений в части требований к применяемой ими кассовой технике законом о ККТ не предусмотрено. Перечень таких территорий позднее подготовит Минкомсвязь России (п. 7 ст. 2 закона о ККТ, ч. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).Также без ККТ смогут обойтись ИП и юрлица при осуществлении расчетов между собой с использованием электронных средств платежа — например, платежных систем (п. 9 ст. 2 закона о ККТ).

Какую ККТ можно будет использовать по новым правилам?

В связи с поправками ощутимо поменялись требования к ККТ, применяемым в онлайн-режиме. Так, по сравнению с прежними стандартами — напомним, зарегистрировать по старым правилам ККТ еще можно до 1 февраля будущего года — спрос с онлайн-касс будет строже. Согласно новым правилам ККТ должна, в частности, уметь формировать фискальные документы в электронной форме и автоматически направлять их оператору фискальных данныхи печатать на чеке QR-код размером не менее 20×20 мм, в котором будут зашифрованы реквизиты проверки подлинности фискального документа и т. д. (абз. 8-10, абз. 13, абз. 19 ст. 4 закона о ККТ).

Между тем, с развитием требований к кассовому оборудованию растут и возможности ККТ. Так, на смену обычным кассам постепенно приходят современные смарт-терминалы, которые уже представлены на рынке. Эти аппараты не только полностью отвечают требованиям нового закона, но и совместимы с различными облачными сервисами развития бизнеса. Они способны также увеличить доходы предпринимателя за счет приема банковских карт, реализации программ лояльности и управления товарными потоками. «Подобные „умные“ терминалы способны поднять бизнес на качественно новый уровень, делая возможности большого бизнеса доступными для малого», — подчеркивает эксперт. Стоимость таких устройств сравнительно невысока — от 18 тыс. руб.

Кроме того, в качестве устройства ввода информации в составе современной ККТ могут быть использованы стационарные и мобильные компьютеры, в том числе смартфоны и планшетные компьютеры. Эта возможность также способна сделать пользование кассовой техникой более удобным.

Информацию о соответствующих новым требованиям кассовом оборудовании и фискальных накопителях (ФН), которые пришли на смену электронной кассовой ленте (ЭКЛЗ), ФНС России объединит в рамках соответствующих реестров до 1 февраля 2017 года. Причем в этих реестрах будут содержаться сведения не только о моделях ККТ и ФН но и о каждом произведенном экземпляре оборудования. Именно этими сведениями ИП и организации должны будут руководствоваться при выборе и покупке кассовой техники (абз. 21-22 ст. 1.1, п. 1 ст. 3 закона о ККТ, ч. 10 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Так, первая модель ФН уже включена в соответствующий реестр. В то же время темпы наполнения сведениями новых реестров целиком зависят от производителей кассовой техники: «Как только производитель заявляет новую модель или экземпляр кассового аппарата или фискального накопителя, он появляется в реестре и публикуется на сайте после прохождения необходимых процедур», — подчеркивает представитель ФНС России.

Каков теперь порядок регистрации и перерегистрации ККТ?

Прежде чем обращаться в налоговую инспекцию для постановки кассового аппарата на регистрационный учет, пользователь ККТ должен будет сперва решить некоторые технические задачи. Для того чтобы начать работу с онлайн-кассой, налогоплательщикам необходимо будет заключить договор с ОФД и обеспечить подключение кассового терминала к Интернету.Стоимость годового обслуживания у ОФД для ИП и организаций составит от 3 до 5 тыс. руб. за единицу ККТ, подключенной к системе передачи данных. В то же время, эти цифры не являются окончательными — конечная цена услуг ОФД может варьироваться в зависимости от набора дополнительных услуг оператора.

Отметим, что к Интернету уже сегодня обязаны подключить свои кассовые аппараты все организации и ИП, за исключением тех, годовой доход которых равен или ниже 120 млн руб. (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»).

Также подчеркнем, что ОФД не вправе отказаться от заключения такого договора с пользователем (п. 6 ст. 4.6 закона о ККТ).

После заключения договоров с интернет-провайдером и ОФД можно приступать непосредственно к регистрационным процедурам. И тут, как отмечают эксперты, проявляется главное достоинство нового порядка работы с ККТ — возможность зарегистрировать кассовый аппарат удаленно.

Ранее порядок регистрации ККТ требовал физического присутствия предпринимателя в налоговой инспекции. Причем посещать налоговый орган приходилось не один раз. Так, при регистрации кассы необходимо было сначала представить ее для осмотра. Потом, после заполнения необходимых документов, нужно было снова идти в налоговую, чтобы получить карточку регистрации ККТ. Более того, через год нужно было опять принести кассовый аппарат в инспекцию в связи с заменой ЭКЛЗ. Сейчас ситуация поменялась кардинально, все необходимые регистрационные действия можно осуществить через кабинет ККТ на сайте nalog.ru, без необходимости являться в налоговую инспекцию лично. Однако для этого пользователю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись", — уточняет эксперт.

Добавим, что зарегистрировать или снять с учета ККТ можно в том числе и классическим способом — непосредственно в налоговой инспекции (п. 1, п. 10 ст. 4.2 закона о ККТ).

Если пользователь решит зарегистрировать онлайн-кассу дистанционно, ему необходимо будет направить посредством кабинета ККТ в адрес налоговой инспекции электронное заявление о постановке ККТ на регистрационный учет. После получения электронного заявления специалисты ФНС России в течение одного рабочего дня проведут проверку указанных в заявлении серийных номеров фискального накопителя и ККТ на их наличие в реестрах и направят пользователю регистрационный номер ККТ.

Этот номер, а также иные определенные законом сведения пользователь при помощи непосредственно самого кассового аппарата или компьютерно-кассовой системы, в состав которой входит ККТ, должен записать в фискальный накопитель и сформировать отчет о регистрации, который будет направлен ККТ в налоговый орган. Отчет можно передать также и на бумаге. Все это владельцу онлайн-кассы надлежит проделать в срок не позднее одного рабочего дня с момента получения им регистрационного номера ККТ. В результате сведения о конкретном кассовом аппарате и его пользователе будут отражены в журнале учета ККТ ФНС России (п. 3, п. 13 ст. 4.2 закона о ККТ).

В завершение регистрационных действий с ККТ налоговый орган направит в адрес пользователя электронную карточку регистрации ККТ, или карточку о снятии ККТ с регистрационного учета. Эти документы формируются в виде подписанного электронной подписью документа и направляются налоговым органом в адрес пользователя в течение пяти рабочих дней с даты завершения регистрации, перерегистрации или снятия ККТ с регистрационного учета через кабинет ККТ или посредством ОФД (п. 11 ст. 4.2 закона о ККТ).

Добавим, что в случае замены старого ФН на новый, например, в связи с истечением срока действия ключа фискального признака, потребуется перерегистрация ККТ. При этом необходимо будет сформировать и направить в налоговую инспекцию отчет о закрытии ФН указанными выше способами (абз. 2 п. 4, п. 8 ст. 4.2 закона о ККТ).

Таким образом, уже сейчас все регистрационные действия можно произвести дистанционно — без посещения непосредственно налоговой инспекции. Но это касается только кассового оборудования, отвечающего новым правилам. А устаревшую технику до окончания переходного периода можно зарегистрировать только в прежнем порядке (ч. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Модернизация ККТ — цена вопроса

Как подчеркивают в ФНС России, для начала работы по новым правилам не всем налогоплательщикам придется приобретать новую ККТ. Это будет необходимо только тем из них, которые используют оборудование, несовместимое с новым программным обеспечением и на которое невозможно установить ФН. Причем информацию о возможности модернизации ККТ можно получить непосредственно у ее производителя, или у уполномоченного центра технического обслуживания ККТ (далее — ЦТО). Также, информацию о моделях ККТ, подлежащей модернизации ведомство планирует размещать на своем сайте.

По оценке эксперта, траты малого бизнеса на модернизацию одной кассы могут составить порядка 12-13 тыс. руб. Так, замена ЭКЛЗ на ФН фактически соответствует плановой замене ЭКЛЗ — в пределах 6 тыс. руб. Также может потребоваться обновить программное обеспечение кассового аппарата. На это также потребуется порядка 6-7 тыс. руб. При этом, представители крупного бизнеса, которые используют более сложное и дорогое торговое оборудование, понесут более значительные издержки. Так, обновление одного только программного обеспечения компьютерно-кассовой системы может обойтись минимум в 8-10 тыс. руб. за кассу, подчеркивает эксперт.

В случае если модернизация устройства невозможна, нужно будет приобрести кассу, соответствующую новым требованиям. А сэкономить на приобретении нового кассового аппарата налогоплательщик сможет, к примеру, заключив с тем или иным банком договор обслуживания системы приема платежных карт — договор эквайринга. В таком случае покупку кассового аппарата может профинансировать и само финансовое учреждение в надежде получать свои 2-3% от оборота по платежным картам. Кроме того, если предпринимателю удастся совместить по времени установку ФН с плановой сменой ЭКЛЗ, то на замене фискального устройства он практически ничего не потеряет. Так, если плановый срок замены ЭКЛЗ приходится на период с сентября 2016 года по февраль 2017 года, целесообразно заменить ЭКЛЗ сразу на ФН.

Необходимо также учитывать, что для модернизации кассового аппарата его необходимо предварительно снять с регистрации. И на это может потребоваться до пяти рабочих дней. Поэтому для сокращения времени простоя кассового аппарата целесообразно совместить обращение в налоговую инспекцию с заявлением о снятии ККТ с учета и сам процесс модернизации кассовой техники (п. 23 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Несмотря на то, что по новым правилам заключение договоров с ЦТО перестало быть обязанностью, эксперты все же призывают не спешить с отказом от услуг специалистов — экономия на техническом обслуживании вряд ли оправдает себя в будущем. Сотрудничество с ЦТО поможет сократить риски выхода из строя кассового оборудования и увеличит срок его службы. Кроме того, предпринимателю не придется в срочном порядке искать техническую помощь в случае поломки. В результате он сэкономит свои время и деньги. Напомним, при регистрации кассовой техники по старым правилам, налогоплательщику необходимо представить в налоговую инспекцию договор технического обслуживания кассовой техники (абз. 3 п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями).

 

– Мы больше не чувствуем себя «еще одной компанией», к нам относятся так, как будто мы – единственные и неповторимые! Анна Сергеевна, ООО «ЭСКО Север» Другие отзывы >
– Мы убедились в качестве предоставляемых бухгалтерских услуг: вся работа выполняется качественно и в срок. Анатолий Иванович, РПК «Зебра» Другие отзывы >

Тариф «Отчетность»

  • 1 лицензия1С:Бухгалтерия 8 ред.3;
  • контроль данных, введенных клиентом в учетную базу без контроля оформления первичных документов;
  • формирование сводных учетных регистров, расчет налогов;
  • устные консультации по бухгалтерскому и налоговому учету;
  • услуги курьера для получения/передачи документов по договору.
Итого: от 3 000 p./кв.
тарифный калькулятор

Тариф «ИП без работников»

  • 1 лицензия1С:Бухгалтерия 8 ред.3;
  • учет доходов и расходов, ведение кассовых операций, расчет налогов;
  • составление и сдача отчетности по электронным каналам связи первичных документов;
  • формирование сводных учетных регистров, расчет налогов;
  • устные консультации по бухгалтерскому и налоговому учету;
  • услуги курьера для получения/передачи документов по договору.
Итого: от 2 250 p./мес.
тарифный калькулятор

Тариф «Комплексный сервис»

  • 1 лицензия1С:Бухгалтерия 8 ред.3;
  • ведение учета;
  • кадровый учет для количества работников, определенных для тарифа;
  • расчет заработной платы для количества работников, определенных для тарифа;
  • составление и сдача отчетности по электронным каналам связи;
  • формирование сводных учетных регистров, расчет налогов;
  • устные консультации по бухгалтерскому и налоговому учету;
  • услуги курьера для получения/передачи документов по договору.
Итого: от 3 650 p./мес.
тарифный калькулятор

Новости

20 сентября. Утверждена новая форма заявления на получение патента в электронной форме     Федеральная налоговая служба России... Подробнее

14 сентября. Подходит срок уплаты 1/3 суммы НДС за II квартал 2017 год Налогоплательщики НДС, а также налоговые агенты до 25 сентября (понедельник)... Подробнее

20 августа. ИП устанавливает домофоны в многоквартирных домах, а также обслуживает их: можно ли перейти на Патент? В силу Налогового кодекса РФ... Подробнее

Ещё →